Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что договоры поставки и купли-продажи являются наиболее распространенными в предпринимательской деятельности. Вместе с тем именно эти договорные отношения и вызывают наибольшее количество споров - как гражданско-правовых, так и налоговых.
Купля-продажа как предмет договорных гражданско-правовых отношений регулируется нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договоры купли-продажи начали заключать в незапамятные времена, когда появились деньги. На их основе осуществляется переход материальных благ «из рук в руки», т.е. в собственность, а оплата производится деньгами. Несметное количество сделок купли-продажи, совершенных практически за всю историю существования человечества, породило их уникальное многообразие. Недаром гл. 30 «Купля-продажа» содержит более 100 статей и по объему сравнима с солидным федеральным законом. И это при том, что к договорам купли-продажи не относятся договоры об оказании платных услуг, безвозмездные договоры (прежде всего дарение), договоры о передаче имущества в пользование (прежде всего аренда), договоры мены, когда товар передается в обмен на другой товар, договоры, предусматривающие, что в обмен на товар передаются результаты работ, оказываются услуги, и др. Иначе говоря, отличительной особенностью договора купли-продажи является обмен материальных ценностей на денежные средства.
Объектом данной работы являются договорные отношения в сфере гражданско-правового регулирования договора купли-продажи в современной России.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие договор купли-продажи, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение договора купли-продажи.
Задачами работы ставится:
Изучить понятие договора купли-продажи;
Исследовать элементы договора купли-продажи;
Проанализировать права и обязанности сторон;
Рассмотреть последствия нарушения договора.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие договора купли-продажи и его характеристика
1.1. Понятие договора купли-продажи
По договору купли-продажи продавец обязуется передать вещь (товар) в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ст. 454 Гражданского кодекса РФ1).
Договор купли-продажи - это договор о передаче имущества в собственность, двусторонне обязывающий, консенсуальный, возмездный.
Значение договора купли-продажи таково: договор купли-продажи - один из основных и традиционных институтов гражданского права, который имеет давнюю историю становления и развития. Договор купли-продажи является правовой формой общественных экономических отношений, в рамках которых осуществляется оборот и присвоение материальных благ. Договор купли-продажи представляет собой универсальную конструкцию, опосредующую передачу товара и денежных средств за него. Основной целью заключения договора купли-продажи является переход права собственности на товар от продавца к покупателю.
Рассмотрим такой важный вопрос как отличие договора поставки от договора купли-продажи. Признаками договора поставки, позволяющими отличить его от договора купли-продажи, являются статус поставщика-продавца (им может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность) и цель приобретения товара покупателем. Судебная практика также содержит позицию о том, что срок поставки является условием, отличающим договор поставки от договора купли-продажи, урегулированного общими нормами ГК РФ. Отличия указанных договоров установлены также в части отдельных прав сторон договора и правовых последствий совершения ими определенных действий по исполнению договора.
В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Как указано в п. 5 ст. 454 ГК РФ, договор поставки является отдельным видом договора купли-продажи, к которому положения, предусмотренные общими нормами о купле-продаже товаров, применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ о договоре поставки.
В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»2 обращено внимание судов на то, что квалифицируя правоотношения участников спора, им необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных ст. 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.
При этом в указанном пункте Постановления в качестве признака договора поставки указана цель использования товара - не связанная с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
При анализе судебной практики по спорам о применимости к договору общих норм ГК РФ о договорах купли-продажи и норм о договорах поставки выявляются следующие отличия между указанными видами договоров.
Как отмечают некоторые суды, в силу ст. 506 ГК РФ, в отличие от общих норм купли-продажи, срок поставки является существенным условием договора поставки.3 Данный вывод судов является спорным, т.к. согласно п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18, если сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров судам необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным ст. 314 ГК РФ (ст. 457 ГК РФ). Таким образом, Пленум ВАС РФ не считает срок поставки товара существенным условием соответствующего договора, позволяя определить этот срок с помощью общих положений ГК РФ, если сторонами договора он не согласован. Указанная правовая позиция применяется судами при рассмотрении дел.4
В ряде случаев стороны самостоятельно определяют срок поставки существенным условием.5
Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 21.03.2007 по делу N А40-56742/06-112-2946 (Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 N 09АП-7691/2007-АК данное Решение отменено в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении налога на прибыль и штрафных санкций) в качестве отличительных признаков договора поставки, позволяющих выделить его из иных видов договора купли-продажи, отмечает, что основным критерием отличия поставки от купли-продажи являются правовой статус поставщика (предприниматель) и цель приобретения имущества (предпринимательская).
Как указывается в абз. 3 п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18, в случае, если товары приобретаются для использования в предпринимательской деятельности у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу,
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собрание законодательства РФ, 25.02.2013, N 8, ст. 721.
6. Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1463.
7. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
8. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства РФ, 26.01.1998, N 4, ст. 482.
9. Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // Российская газета, N 61, 16.03.1992.
10. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4894.
11. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // Российская юстиция, N 4, 1998.
12. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.07.2019 по делу N 305-ЭС18-22976, А40-220175/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.07.2019 N Ф07-7742/2019 по делу N А56-81544/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.07.2019 N Ф05-9362/2019 по делу N А40-154724/2018 // СПС «КонсульантПлюс».
15. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.01.2019 N Ф01-5691/2018 по делу N А29-11145/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.11.2018 N Ф03-4684/2018 по делу N А73-1176/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.04.2019 N Ф01-1513/2019 по делу N А79-8206/2018 // СПС «Консультнтлюс».
18. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.03.2019 N Ф01-985/2019 по делу N А43-7928/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2007 по делу N А40-56742/06-112-294 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2016 г. N Ф09-10250/16 по делу N А76-5846/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.09.2020 N Ф03-3511/2020 по делу N А51-2232/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.12.2019 N Ф02-6025/2019 по делу N А78-10105/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 сентября 2017 г. N 33-19119/2017 по делу N 2-292/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Апелляционное определение Орловского областного суда от 26 июля 2017 г. по делу N 33-2001/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29 июня 2018 г. по делу N 33-11245/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановление ФАС Московского округа от 30.05.2012 по делу N А40-77878/11-157-649 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Белова О.А. Правовая характеристика существенных условий договора дистанционной купли-продажи, определяющих его место в системе договоров купли-продажи // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2015. N 1(26). С. 110 - 115.
28. Васильева А.А. Проблема реализации права потребителя на обмен товара надлежащего качества // Вестник науки. 2020. N 5. С. 67.
29. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. С. 232 - 233.
30. Внуков Н.А. Особенности альтернативного порядка урегулирования гражданско-правовых споров по потребительским договорам // Цивилист. 2012. N 3. С. 47 - 55.
31. Гришина О.П. Сайт аптечной организации // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. N 6. С. 20 - 28.
32. Ожегова Г.А. Определение понятия потребительского экстремизма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2014. N 1. С. 61.
33. Омаркадиева К.М. Некоторые вопросы регулирования дистанционной продажи ювелирных изделий // Законодательство и экономика. 2016. N 9. С. 55 - 57.
34. Романова К. Потребительский экстремизм в розничной купле-продаже // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2018. N 1. С. 524.
35. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 2: Обязательственное право. С. 129.
36. Фирфарова Н.В. Торговля через интернет-сайт: что можно, а что нельзя аптечной организации? // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 10. С. 29 - 39.
37. Форум «Поносить вещь пару дней и вернуть назад в магазин, кто пробовал?» // URL: http://www.woman.ru/beauty/medley2/thread/3812826 (дата обращения: 17.05.2021).